21 марта 2012 г. в актовом зале Харьковской Духовной Семинарии состоялась лекция Юлии Геннадьевны Матвеевой, кандидата искусствоведения на тему: «Литургические ткани Православной Церкви». На лекции присутствовали преподаватели и воспитанники семинарии, а также учащиеся иконописного отделения. В основу лекции была положена монография Ю. Г. Матвеевой «Очерки по иконографии литургического шитья: к вопросу об эволюции византийской традиции».
Основная тема лекции – эволюция византийской традиции в иконографии произведений литургического шитья (воздухов, плащаниц, епитрахилей). В ходе своего рассказа Юлия Геннадьевна акцентировала внимание слушателей на истории развития основных сюжетных тем на воздухах конца XII-XVI вв.: Евхаристии, Богоматери, службы Св. Отцов, оплакивания Спасителя. Последний сюжет с воздухов переходит в иконографию плащаниц и существует во многих вариантах, в связи с чем предлагается их классификация на основе символически-смысловых акцентов в изображениях.
Особый раздел лекции был посвящен иконографическим программам епитрахилей. В нем особую ценность представляет анализ фрагментов золотого шитья из Софии Киевской, собранных в результате исследования в цельный памятник – епитрахиль, принадлежавшую, по данным захоронения, митрополиту Киевскому Кириллу II (1241-1280 гг.). На данный момент это единственная сохранившаяся епитрахиль XIII в. Изучение уцелевших орнаментальных мотивов памятника показало, что они относились к саккосу митрополита. Таким образом, появление этого предмета церковного облачения фиксируется еще в Киевской Руси XIII в., тогда как ранее его относили к более позднему периоду.
В конце лекции Юлия Геннадьевна рассказала о классификации иконографических программ епитрахилей XIII-XVI вв., благодаря которой выделены их новые варианты и уточнена атрибуция двух известных епитрахилей: т.н. епитрахили митрополита Фотия (XIV в.) и епитрахили из музея "Новый Иерусалим" (XV в.).
Дополнением к лекции стал доклад о церковных завесах, в котором было рассмотрено их появление в связи с литургической практикой ранней церкви и постепенное изменение их богословского понимания как символа. Опираясь на это, была рассмотрена иконография сохранившихся завес византийской традиции VI-XVI вв.
Вцелом содержательная и вместе с тем научная лекция Ю. Г. Матвеевой вызвала неподдельный и оживленный интерес, как со стороны воспитанников, так и со стороны преподавателей. Особенно поразили всех присутствующих авторские работы лектора, которые по своей художественной ценности и духовному содержанию не уступают лучшим образцам представителей лицевого шитья Византии и Древней Руси.