Престольні свята:Блаженного Василя, Христа ради юродивого Святителя Василя Великого Апостолів Петра та Павла Покров Пресвятої Богородиці первомученика й архідиякона Стефана
Про храмРешение о строительстве храма появилось у жителей Журавлевки в 60-х годах 19 века, что было связано с быстрым ростом города и включением территории последней в состав города. Естественно, что росло и число жителей Журавлевки, близлежащих хуторов и деревень, которые впоследствии составили Петропавловский приход. В его состав на тот момент входили Белгородская и поперечные к ней улицы, а также Журавлевская улица, которые населяли горожане; Исаевская в 60 дворов, продолжение Журавлевской в 15 дворов, хутора Шевченков 40-ка дворов, Лазьков 18-ти дворов, Стрелки 5-ти дворов, Шишков 22-х дворов, Литвинов 6-ти дворов, населенные селянами. Хутор Шевченков находился в 2-х верстах от храма, Лазьков и стрелки – в 4-х верстах, Шишков – в 5-ти верстах и Литвинов – в 6-ти верстах, что показывало на значительную площадь, которую занимал приход. По приблизительным подсчетам всех прихожан было около 3 тысяч, а значит можно сделать вывод о многочисленности прихода, а соответственно и о его значении. Прихожане в основном принадлежали к сословной группе государственных крестьян, но встречались среди них и мещане, и купцы, и дворяне.
Общим решением приходского собрания было определено построить храм в честь апостолов Петра и Павла, поскольку тогда еще не было храма, посвященного этим святым, а престолы, установленные в честь апостолов, в других церквях так обветшали, что требовали реконструкции или были уничтожены. До этого жители Журавлевки относились к храму Рождества Пресвятой Богородицы. Скорей всего мысль о создании храма принадлежит прихожанам, которые впоследствии возглавили строительный комитет и принимали активное участие в устроении храма. Ими были харьковские купцы Иван Васильевич Яковлев с женой Пелагеей, Алексей Иванович Левченко, Иван Гаврилович Вихрев, Анна Ильинична Чечерина, а также крестьянин Дмитрий Петрович Стронов. К тому же в 1870 году появилась возможность осуществить планы по постройке Петропавловского храма: умер Иван Васильевич Болотов и оставил по духовному завещанию 25 тысяч рублей на храм, который будет строиться первым после его смерти.
Василий Иванович был купцом первой гильдии и занимался различными торговыми делами в городе, в частности у него была сеть галантерейных магазинов. Жертвовал он на многие церкви, но не очень большие суммы, в конце же своей жизни решил осуществить крупный проект. Кстати говоря в то время среди богатых людей это было принято: оставлять по духовному завещанию большие суммы денег на благотворительные цели. Благотворительность вообще была в почете и всячески поощрялась среди харьковчан, это, можно сказать, была национальная черта слобожанина, которую они наследовали от своих Заднепровских предков.
После соответствующего прошения, поданного прихожанами, в Консисторию, был утвержден проект будущего храма, сделанный епархиальным архитектором, и в 1872 году начато строительство. Так, строительный комитет, главными представителями которого были купцы Иван Васильевич Яковлев и Алексей Иванович Левченко, а также крестьянин Дмитрий Петрович Стронов, определил купить усадебное место у генеральши Козляниновой, всего около двух десятин, и на нем строить храм. Затем был куплен еще небольшой участок земли, чтобы в дальнейшем расположить на нем дом для священника и дьякона. План земли и купчая крепость были составлены и впоследствии в 1882 году переданы духовной Консистории первым настоятелем Петропавловского храма Николаем Пантелимоновым.
Таким образом, к 1875 году здание храма было построено в форме корабля, трех престольным. При постройке храма на южной его стороне, прихожанами было постановлено построить дом для приходского училища со сторожкой. 21 сентября 1875 года высокопреосвященнейший Савва архиепископ Харьковский и Ахтырский торжественно освятил северный придел, в котором был устроен престол в честь блаженного Василия Христа ради юродивого Московского Чудотворца (он являлся небесным покровителем главного благотворителя храма Василия Болотова). Освящение главного престола в честь святых апостолов Петра и Павла совершил викарий Харьковской епархии преосвященный Вениамин епископ Сумской 5 сентября 1876 года. Последний престол в честь святых пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи и мученицы Пелагеи (были небесными покровителями главных устроителей Петропавловского храма купцов Иоанна и Пелагеи Яковлевых) освятил высокопреосвященнейший Амвросий архиепископ Харьковский и Ахтырский 12 октября 1886 года. Петропавловский храм содержался в основном, пожертвованиями благодетельных людей, которые в разное время внесли в пользу храма 4850 рублей. Фрески внутри Петропавловского храма писал московский художник Иван Максимович Челяпов. Им были изображены 80 сюжетов священного содержания, которые писались масляными красками в реалистическом, академическом стиле.
В 1902 году на территории Петропавловского храма возникло приходское училище, которое в последствии отошло городу. А уже в 1907 году Церковно-приходской Совет решал вопрос о постройке церковно-приходской школы.
Бесплатное образование, которое давало самые элементарные и необходимые сведения, было первым шагом на пути к всеобщему образованию и повышению общего образовательного уровня. Таким образом, строительство начальных школ было очень востребовано и всячески поддерживалось местным населением, не исключая и жителей Журавлевки. Еще в 1896 году на достаточно большую территорию Журавлевки и близлежащих хуторов и деревень приходилась только одна воскресная школа при Петропавловском храме. В курсе воскресной школы изучались первоначальная грамота, Закон Божий, арифметика, география, история и законоведение, естественная история, сельское хозяйство, гигиена. Такое внимание просвещению и образовательной деятельности, как отмечалось уже не раз, было типично той эпохи, что выразилось не только в повсеместном строительстве учебных заведений для детей и молодежи, но и во всеобщем миссионерском, просветительском движении, которое ставило цель поднять уровень знаний всего народа. В этом благом намерении ведущую роль играла церковь, поскольку после богослужений, в другое свободное время устраивались проповеди и миссионерские лекции, которые читали как священники, так и специально подготовленные к такой деятельности специалисты.
В дни праздников Петропавловский храм, впрочем, как и всякий другой храм, был полон молящимися, люди искренне радовались и всецело разделяли то горячее чувство любви ко всем и всему, готовности делать что-то доброе, которое обычно возникает в сердцах людей, когда им очень хорошо. Следует заметить, что после окончания местного празднования, прихожане спешили в центр торжества, где происходило архиерейское богослужение в присутствии гражданских и военных чинов. Эта особенность, и можно сказать даже традиция, освящать любое действие, а тем более, такое как праздник, сказывалась очень благоприятно на народе, поскольку поучительные речи и само умиротворяющее действие службы, не давало людям совершать беззакония и глупости. Проводимая епархиальными властями просветительская и образовательная деятельность была широкопрофильной, поскольку помимо приведенных выше мероприятий, заключалась и в проведении образовательных вечеров, и в выступлении миссионеров, которые обличали распространившиеся тогда секты, а также просто учили народ правильному пониманию христианства и православной веры. В декабре 1909 года в Петропавловском храме состоялось первое собрание «Кружка ревнителей Православной церкви», на котором была проведена религиозно-нравственная миссионерская беседа. Она вызвала живой интерес у слушателей, поскольку собравшихся было около 250 человек. В ту пору харьковчане страдали от серьезных различных болезней, но захватившая в 1910 году весь город холера, прошла незамеченной в приходе, и как выразился настоятель протоиерей Андрей Любарский: «наш приход Петропавловский Бог хранил, смертности от холеры совсем не было».
Как снег на голову обрушилось известие о государственном перевороте в 1917 году, а вместе с ним и о начале революции. Люди не могли разобраться в происходящем: везде устраивались митинги, дебаты, обсуждения, нередко все заканчивалась драками и потасовками, зачастую с жертвами. Особо грубую и настойчивую пропаганду вели большевики, которые вскоре пришли к власти, и начали с того, что полностью изменили привычный для людей уклад жизни. Один за другим следуют декреты об отделении церкви от государства, о запрещении преподавания Закона Божьего в школах, о выносе из общественных и административных учреждений всех икон, о запрещении крестных ходов и вообще любых массовых движений, осуществляемых верующими. Узнав о декрете, об отделении церкви от государства, прихожане Петропавловского храма после службы решили пройти крестным ходом на Соборную площадь, однако власти запретили проводить подобную акцию и люди должны были ограничиться местным молебном.
При наступлении немецко-гайдамацких войск большевики продолжают проводить агитацию среди народа по поводу вступления в ряды Красной армии, и говорят, что сумеют оказать отпор врагу. Настоятель Петропавловского храма протоиерей Николай Смирнов охарактеризовал их призывы так: «этому могли поверить люди наивные или природные трусы». С повторным водворением большевиков в городе усилились грабежи и насилия, начали проводиться ночные обыски. В середине 1919 года многие газеты сообщали о колебании власти большевиков, поскольку последняя отталкивала от себя народ своими бесчинствами. В августе 1919 года прихожане Петропавловского храма приняли участие в молебне на Николаевской площади, который проводился перед иконой Озерянской Божьей Матери по случаю освобождения города от большевиков. Преосвященный Феодор преподнес генералу Корнилову список с чудотворного образа Озерянской Божьей Матери. Как пишет настоятель Петропавловского храма протоиерей Николай Смирнов: «вздохнули свободно под охраной новой власти, стремящейся направить разбитую жизнь в правильное русло».
По свидетельству сторожил, Петропавловский храм продолжал функционировать вплоть до 1937 года, когда его настоятель отец Андрей Толмачев был арестован Советской властью. Следующие свидетельства позволяют сказать, что в 1938 году протоиерей Андрей Толмачев был расстрелян.
Счастливые перемены в отношении государства к церкви, последовавшие в 40-х годах 20 века, отразились и на Петропавловском храме, который был зарегистрирован органами власти 25 апреля 1945 года, и с этого момента в нем начали идти службы. Первым настоятелем Петропавловского храма после его закрытия был священник Гребенко Антон Максимович, который в последствии стал игуменом Амвросием. Прихожанам храм достался в полуразрушенном состоянии. Старожилы рассказывают, что в войну, отходившие большевики подожгли этот храм, поэтому купола сгорели, да и роспись внутри не уцелела. Во время войны немцы держали в храме лошадей, то есть превратили святое место в хлев. Современники тех событий рассказывали интересные и чудесные сведения, которые в последствие дошли до нас, о проводимой тогда реставрации храма. Дел было непочатый край, а денежные средства были очень скудные, нужны были строительные материалы и, прежде всего, песок и цемент. Пастырь сказал своим прихожанам, что необходимо помолиться и Господь обязательно поможет в совершении этого благого дела. Внезапно поднялся очень сильный ветер, такой, что пыль застилала глаза и не давала дышать. Паства поспешила в храм, чтобы укрыться от урагана, который продолжительное время не утихал. Когда ветер стих, люди вышли из храма, и чудо: церковный двор был полон песка, который навеяло действиями сильного ветра с близлежащих холмов.
Постепенно реставрировался и украшался храм при других настоятелях. Так Петропавловский храм отцу Владимиру Березовскому обязан одной из своих святынь – списку с чудотворной Почаевской иконы Божьей Матери. Много трудов к устройству храма положил его другой настоятель протоиерей Василий Каюн. В храме прежние купола были заменены новыми, более большими и соответствующими общему архитектурному стилю, которые сохранились и сегодня. Из двухкупольного храм превратился в пятикупольный, что произошло за счет постройки каменной паперти и размещению на ней трех куполов. Внутри храма были сделаны серьезные реставрационные работы, а также электрическая проводка, которая позволила заменить свечи в паникадиле на электрические лампочки. В храм была проведена вода, а пол, который был до этого бетонным, сделан деревянным. Территория Петропавловского храма была также приведена в порядок: заасфальтирован участок вокруг храма и поставлена железная ограда.
В 2003 году по благословению владыки Никодима в Петропавловском храме проходят реставрационные работы. В том же году внутри храм заново оштукатурен и побелен, положен новый пол, начаты подготовительные работы по написанию фресок.
В продолжении 2004 – 2006 годов окончена роспись храма, которая выполнена в реалистическом стиле академической манеры исполнения группой опытных художников-реставраторов. Под руководством Павла Евгеньевича Тряпицына над росписью храма работали Ольга Александровна Трувчанинова, Владимир Анатольевич Лукьянов, Александр Валерьевич Магдич, Павел Петрович Сорочинский, Владимир Михайлович Бурчиян. В основу расположения сюжетов взяты росписи византийских храмов. Использование светлых орнаментов во взаимоотношении с насыщенной по тону живописи позволило полнее подчеркнуть высоту и стройность внутренней архитектуры Петропавловского храма.
В 2004 году были проведены строительные работы в алтаре, в результате чего алтарная часть и солея были значительно подняты над центральной частью храма. В последствии пол в алтаре и на солее выложены паркетом и вскрыты лаком.
Новый резной иконостас и кованая ограда поставлены в 2005 году, тогда же сделан новый верхний клирос, полностью обшит притвор. В вечернее время храм украшает художественная подсветка, которая, как бы возвышая храм, делает его одной из интереснейших достопримечательностей Харькова.
В 2006 году была полностью поменяна система отопления: вместо устаревших чугунных батарей были поставлены новые экономичные, да и принцип циркуляции воды в них осуществляется по новым технологиям, что позволяет более экономно расходовать тепловую энергию, повышать комфортность и уют для прихожан храма. Проведена реконструкция хозяйственно-бытового строения, что прилегает к Петропавловскому храму и именуется в народе «пономарка», в результате чего создана ризничная комната, которая также предназначена для отдыха священнослужителей после службы. Новую роспись на стенах Петропавловского храма на престольный праздник в торжественной обстановке освятил Высокопреосвященнийший Онуфрий архиепископ Изюмский.
В 2007 году в храме появились новый деревянный резной панихидный стол, нижний клирос, лавочки для сидения. Также поставлены новые свечные лавки, которые создают единую архитектурную композицию с верхним клиросом. Средствами благотворительных пожертвований ктиторов и прихожан храма был приобретен новый витой позолоченный семисвечник и лампада на центральный престол. Новые иконостасы были окрашены в рубиновый цвет, что соответствует апостольскому цвету, а резьба на них покрыта сусальным золотом. Начато письмо икон для иконостаса. Стартовали строительные работы по реконструкции воскресной школы, которая находится в здании Васильевского храма.
Новые металлопластиковые окна, которые соответствуют архитектурному стилю храма, были установлены в 2008 году. Написаны и установлены иконы на центральный и боковой левый иконостасы. Окончена реконструкция воскресной школы, в результате чего созданы три объемных, современных, комфортных класса для детей, а также библиотека, в которой помимо ее прямого назначения проходят духовно-просветительские беседы с взрослыми. В том же году здание воскресной школы при Петропавловском храме освятил Высокопреосвященнийший Онуфрий архиепископ Изюмский. В данном же году начаты работы по благоустройству прилегающей к храму территории: построена беседка, установлены скамейки для отдыха, территория вокруг храма выложена декоративным камнем в виде брусчатки.
В 2009 году продолжилось благоустройство прилегающей к храму территории: установлен новый внутренний забор, который отвечает европейским стандартам и качеству, высажены недостающие зеленые насаждения, среди которых немало и редких видов, установлен мини-фонтан, что позволило создать прекрасную рекреационную зону, где люди могут отдыхать в свободное от службы время. В этом же году на средства прихожан, ктиторов и непосредственно храма приобретены серебряное кадило и серебряный, позолоченный евхаристический набор. В будущем планируется достроить актовый зал в воскресной школе, лекционный кабинет для взрослых, посещающих воскресную школу, продолжить благоустройство территории, позолотить купола, провести внешние реставрационные работы здания Петропавловского храма.
Высокопреосвященнейший митрополит Никодим пишет: «Ураганы ломают деревья, сносят дома, топят корабли; но как только они затихают, корни деревьев снова пускают побеги для продолжения жизни, а мореплаватели продолжают свой намеченный путь. То же происходит и с человеческими душами. Какие бы бури ни проносились над ними, заложенное в душе человеческой Божественное начало тянулось и всегда будет тянуться к своему первоисточнику - Богу».