twitter.rss

Роль электронных источников и новых информационных технологий в развитии духовного образования
21 октября 2009
Роль электронных источников и новых информационных технологий в развитии духовного образования в Украине.
Доклад П.Е. Михалицына, преподавателя Харьковской Духовной Семинарии, зачитанный им на заседании Международной научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы» 21 - 22 октября 2009 г. в Киеве.

Если XX век можно назвать веком великих открытий и научно-технической революции, то XXI век, безусловно, является временем компьютерного прогресса и информационных технологий. В условиях глобальной компьютеризации и лавинообразного развития информационных инноваций важным и актуальным представляется вопрос об отношении и степени возможного участия Духовно-образовательных учреждений УПЦ в этом процессе. Правильная и своевременная реакция Духовной школы как научно-образовательной институции на подобный вызов современности, по нашему мнению, может во многом повлиять как на развитие ее методологической и источниковедческой базы в частности, так и на многие стратегические направления духовного образования в целом. Цель данной статьи двоякая: с одной стороны – показать необходимость использования электронных источников и новых информационных технологий в сфере Духовного образования, наметив дальнейшие перспективы развития этого направления, с другой – дать начальные сведения для ориентирования в огромном море электронной информации.
Сегодня, наверное, никого не удивит факт активного использования современных информационных технологий в области точных, технических наук. Сложно себе представить нынешнего математика, физика, инженера без специализированных компьютерных программ, значительно облегчающих труд ученого-исследователя, а также без подключения к сети Интернет, где специалист может без труда и очень мобильно отыскать необходимую информацию, либо обсудить интересующую его проблему с коллегой с другого континента. Да и так называемые гуманитарные науки стараются идти в ногу со временем, развивая такие перспективные направления, как историческая информатика и геоинформатика, электронная археография и архивоведение и т.п.(1) . Богословские дисциплины, тесно соприкасающиеся со многими из гуманитарных наук, также могут и должны использовать новые электронно-технические достижения современности. Процесс активного применения новых информационных технологий и создания баз данных на электронных носителях стал за последние десятилетия вполне нормальным и привычным явлением на теологических факультетах большинства из европейских университетов, не говоря уже о соответствующих научно-исследовательских центрах. Однако такая ситуация еще не характерна для Духовных учебных заведений РПЦ. Если в таких учебных заведениях как Московская и Санкт-Петербургская Духовные Академии за последнее время наметился положительный сдвиг в этом вопросе (в качестве примера такой плодотворной работы хотелось бы привести сайт Кафедры библеистики МДА(2) и такой крупномасштабный проект как Богослов.ru(3) ), то Духовные школы УПЦ на данный момент находятся, скорее, в роле догоняющего.
Что же необходимо предпринять, чтобы как-то изменить существующее положение? Безусловно, данную проблему можно решить только совместными усилиями всех заинтересованных сторон путем создания общего информационного центра на базе, к примеру, Киевской Духовной Академии. Однако это пока еще только перспектива, а что же делать молодому ученому, преподавателю или студенту Духовной школы в данный момент? Как разобраться в гигантском объеме электронной информации? Для ответа на поставленный вопрос мы попытаемся дать очень краткую характеристику некоторых электронных источников и новых информационных технологий, которые уже активно используются как в среде зарубежных ученых, так и в кругу отечественных специалистов. В связи с тем, что рамки данной статьи не позволяют охватить всей массы электронной информации по богословию, да и это вряд ли представляется возможным, мы ограничимся лишь изложением сведений по наиболее разработанным в этом отношении областям богословской науки, а именно Патрологии, Библеистики и, частично, Литургики и Византологии. Для удобства подачи материала мы вначале представим сведения по специализированным программам и информационным базам данных, содержащихся на CD-дисках, а затем дадим краткий обзор так называемых «Интернет ресурсов».
За последние десятилетия в научной среде усилиями больших коллективов специалистов были созданы новейшие программы, которые в сотни раз облегчили труд ученого-исследователя. Из их списка особо хотелось бы выделить программу, которой практически нет равных среди электронных носителей информации. Речь идет о проекте Калифорнийского университета Thesaurus linguae graecae (TLG) (4) . TLG стал первым изделием, выпущенным на отдельном CD-Rom, который постепенно расширял свою базу до тех пор, пока не охватил (на сегодняшний момент) не только всех античных, но и бо́льшую часть патристических авторов, а также всех наиболее важных византийских историков и многие другие средневековые тексты. С 2001 года в него были добавлены сотни дополнительных византийских изданий текстов, однако они доступны только в сети Интернет(5) , что само по себе очень неудобно для рядовых ученых по причине слишком высокой стоимости. Эта база данных наиболее полезна для патрологов и византинистов следующими возможностями: удобным поиском новых слов; хорошо налаженной системой прослеживания цитат и их параллелей из наиболее важных, для исследователя, авторов; обширной базой источников для осуществления выверенных и полномасштабных изданий и т.д. Благодаря этой программе можно, буквально, в течение 15 минут проверить большинство из греческих текстов от Гомера до падения Константинополя на предмет наличия или отсутствия в них нужного слова или словосочетания. Излишне говорить, что раньше на такую работу могли уйти недели, месяцы, а то и годы.
Важным дополнением к этому незаменимому электронному инструменту стал другой CD-Rom Greek Documentary Texts (содержащий издания надписей и папирусов до 1995 г.)(6) . Не смотря на то, что бо́льшая часть этих материалов относится к античности, тем не менее, в нем учитываются несколько ранних и средневековых византийских надписей и даже печатей, не считая очень важные папирусы VII - нач. IX вв., по большей части написанных в период арабского господства в Египте(7) . Существуют подобные программы и для латинских текстов: Patrologia Latina Database [CD-Rom 5], Corpus Christianorum Ecclesiasticorum Latinorum (CCEL), Bibliotheca Teubneriana Latina (BTL) и т.п.
Для библеистов незаменимыми являються программы Bible works(8) , а также ее русифицированная версия BibleQuote 5.0 Bibliologia Edition. Возможности этой программы подробно описаны в статье прот. Дмитрия Юревича «Инструментарий библеиста. Обзор программного обеспечения для библейских исследований»(9) . В этой же статье хорошо представлены и Интернет ресурсы, необходимые в работе современного библеиста.
Особым явлением в процессе формирования круга русскоязычных православных информационных ресурсов стало создание первого отечественного мультимедийного патрологического учебника «Введение в Патрологию», составленного в 2007 году архим. Кириллом (Говоруном)(10) . Это пособие-справочник является прекрасной демонстрацией возможностей новых информационных технологий, удачно примененных в сфере Духовного образования. Хотелось бы в самое ближайшее время увидеть подобные разработки и по другим богословским дисциплинам.
Очень важным и значимым подспорьем в исследовательской работе студента, преподавателя и молодого ученого являются увеличивающиеся с каждым годом возможности всемирной сети Интернет. Особенно эта помощь ощутима в условиях «информационного голодания», присущего в той или иной степени постсоветскому пространству. Отсутствие своевременно пополняемых библиотек даже в таких крупных центрах как Москва, Санкт-Петербург и Киев (не говоря уже о других городах) может в определенной степени восполняться за счет возможностей Интернета. Если еще вначале 90-х присутствие православных русскоязычных информационных ресурсов обозначалось чуть более одного десятка, то на сегодня речь идет уже о сотнях, если не тысячах, православных сайтов(11) .
Очевидно, что для успешной исследовательской работы и максимально эффективного использования ресурсов Интернета необходимо иметь определенное знание и представление об этих возможностях. Так на начальном этапе любого научного изыскания необходимо как можно полнее собрать существующую информацию по изучаемой проблеме. Для этого можно воспользоваться не только общеизвестными поисковыми системами типа yandex, google, rambler и т.п., но и более специфическими ресурсами, например, http://scholar.google.com/advanced_scholar_search; http://books.google.com/; http://www.springerlink.com/home/main.mpx; http://journalseek.net/cgi-bin/journalseek/journalsearch.cgi?field=category&query=phil.relig с помощью которых можно отыскать необходимые книги и журналы по различным направлениям богословского дискурса. Что касается русскоязычных изданий, то хорошая подборка поисковиков представлена здесь: http://community.livejournal.com/pdf/739969.html, наиболее эффективным из которых, на наш взгляд, является http://ajax.nigma.ru/index.php. Большие возможности предоставляют и on-line каталоги наиболее крупных библиотек, таких как Библиотека Конгресса США(12) , Библиотека Оксфордского университета(13) , Берлинская Национальная Библиотека(14) и др. Важно базой данных служат и библиографические информационные ресурсы, например, по Патрологии: http://www.bibl.ulaval.ca/bd/bibp/english.html, по Византологии: http://www.fordham.edu/halsall/byzantium/. Полезную информацию могут предоставить и научно-исследовательские центры типа http://www.byzantinorossica.org.ru/; http://elebor.awardspace.com/articles.html; http://www.mgl.ru/main; http://anthologion.org/contacts/index.html и др., а также сайты научных журналов (http://scrinium.ru/), сообществ (http://byzantion.ru/) и частных лиц (А. Г. Дунаева http://www.danuvius.orthodoxy.ru/; Я. Кротова http://www.krotov.info/; Р. Хазарзара http://khazarzar.skeptik.net/books/index.htm).
Интересным явлением, в последнее время активно развивающимся в сети Интернет, стали т.н. «Живые Журналы» (Live Journal), причем они представлены как частными лицами, так и отдельными научными сообществами. На этих форумах можно не только обсудить интересующую тему, но и достать необходимую литературу у других специалистов. Среди личных ЖЖ для исследователя в области Патрологии наиболее интересны журналы А. Г. Дунаева http://danuvius.livejournal.com/; Г. И. Беневича http://benev.livejournal.com/, а также журналы следующих научных сообществ: http://community.livejournal.com/christian_east/, http://community.livejournal.com/patristics/, http://community.livejournal.com/maximus_confess/ и др. Для литургиста представляют интерес ЖЖ диакона Михаила Желтова http://thapsinos.livejournal.com/ и сообщества литургистов http://community.livejournal.com/ustav, а для библеистов ЖЖ А. Орлова http://aorlov.livejournal.com/. Безусловно, приведенный нами список информационных ресурсов представленных на электронных носителях и в сети Интернет не является достаточным, однако даже при его использовании в ходе научной работы по указанным областям знаний студент Духовной школы сможет существенно расширить свой кругозор и сэкономить драгоценное время. Учитывая отсутствие на Украине укомплектованных специализированных богословских библиотек, использование новейших информационных технологий представляется жизненно необходимым, а применение этих технологий в процессе преподавания не только увеличит степень восприятия материала, но значительно расширит возможности, как преподавателя, так и студента.
В заключение хотелось бы обозначить возможные перспективы применения и развития новых информационных технологий в сфере Духовного образования на Украине:
1. Необходимо в ближайшее время создать общеукраинский богословско-информационный центр, который бы координировал работу всех учебных заведений УПЦ, аккумулировал научные и учебно-методические наработки ученых, преподавателей и студентов, разрабатывал электронные пособия и программы по различным направлениям богословской науки (в том числе и для дистанционного обучения), предоставлял возможность доступа к мировым хранилищам электронной информации и поддерживал связи с подобными центрами в других странах мира.
2. Лицом такого центра должен стать соответствующий электронный ресурс в сети Интернет, к созданию, «раскрутке» и поддержанию которого необходимо привлечь наиболее квалифицированных специалистов, имеющих достаточный опыт работы в данной области.
3. Важной и своевременной является создание концепции богословской информатики и разработка учебной программы (а, в дальнейшем, и пособий) по соответствующей учебной дисциплине. Планируемая научная дисциплина должна изучать накопленную информацию по различным направлениям богословской науки, пути ее создания, систематизации, изучения и возможности наиболее рационального использования с помощью новейших компьютерных технологий.
4. Наиболее перспективным начинанием на начальном этапе развития информационного пространства представляется сотрудничество с уже состоявшимися в этом отношении научными центрами, организациями и специалистами, накопленный опыт которых поможет существенно ускорить процесс включения Духовно-образовательных учреждений УПЦ в международную информационную систему. В рамках этого сотрудничества целесообразно было бы получить доступ к мировым хранилищам электронной информации, а также предпринять сертифицированную русификацию существующих иностранных электронных программ и баз данных.
5. Организация и проведение научно-практических конференций, на которых обсуждались бы проблемы, достижения и перспективы развития информационных технологий также являются перспективным направлением работы. Такие конференции можно было бы организовывать как на региональном, так и на международном уровне, при этом не исключая возможности проведения такого форума и в сети Интернет.

(1)Об этом смотри статью: Куліков В.О. Нові інформаційні технології в історичних дослідженнях // Вістник Харківського національного університету імені В.Н. Каразіна. – «Історія». – 2007. – №762 (39). – С. 217-228.
(2)См.: http://www.bible-mda.ru
(3)См.: http://www.bogoslov.ru
(4)TLG (Thesaurus Linguae Graecae’s) [Electronic resource]. – Los Angeles: CD-ROM # E (ancient Greek texts) contains 1823 authors and collections from the 8th century BC to the 1453 AD + MUSAIOS 2002 Release A (Copyright © 1992-2002. By Darl J. Dumont and Randall M Smith). – 1 електрон. опт. диск (CD-ROM): 12 см. – Систем. требования: 32-bit; Windows 95/98/ME/NT/2000/XP. – Название с титул. экрана.
(5)См.: http://www. tlg.uci.edu
(6)Greek Documentary Texts. The Packard Humanities Institute, 1991-6. [CD-Rom 7].
(7)Trapp E. Lexicography and electronic textual resources // The Oxford Handbook of Byzantine studies / Ed. by E. Jeffreys with J. Haldon, R. Cormack. – New York: Oxford University Press, 2008. – P. 95-100.
(8)Bible Works for Windows [Electronic resource] / CD-ROM. Version 3.5.026 NT/95 (0). Copyright © 1996 Michael S. Bushell. ScreenCam Player Copyright © 1996. Lotus Development Corp. http://www.bibleworks.com
(9)См.: Юревич Д., свящ. Инструментарий библеиста. Обзор программного обеспечения для библейских исследований // Встреча. - №1 (24), 2007. – С. 25-27.
(10)См.: http://www.bogoslov.ru/patrology.rw3/
(11)Для иллюстрации можно заглянуть в относительно недавно изданный справочник: Лученко К. Православный Интернет. Справочник-путеводитель. – М.: Издательский совет РПЦ, 2004. Нарастание степени присутствия православной информации в Интернете приятно удивляет.
(12)http://catalog.loc.gov/
(13) http://library.ox.ac.uk/
(14)http://stabikat.de/LNG=EN/



Сведения об авторе:
Михалицын Павел Евгеньевич,
Харьковская Духовная Семинария, преподаватель, кандидат богословия, соискатель кафедры истории древнего мира и средних веков Харьковского Национального Университета им. В.Н. Каразина. mihalip@land.ru
 
Tehnichni pytannya
Vhid
Логін:
Пароль:
Вхід
© 2009-2024