С 27 мая по 3 июня в Свято-Покровском монастыре г. Харькова проходила выставка игрушек под названием «Мир детства». Сотрудница Молодежного отдела Харьковской епархии Таисия Солодовникова попросила автора проекта харьковского историка Валерия Лейко рассказать об идее создания выставки, о результатах своего проекта.
Вот, что рассказал Валерий Лейко.
Прежде всего, я очень благодарен наместнику Свято-Покровского монастыря викарию Харьковской епархии архиепископу Изюмскому Онуфрию за то, что он благословил проведение этой выставки. Я хочу выразить признательность не только от себя, но и от имени тех детей, родителей и учителей, которые получили возможность прикоснуться на минутку к миру своего детства, ведь современные игрушки разительно отличаются от того, на чем росли и воспитывались мы.
Всю неделю шел большой поток. Каждые полчаса приходил класс. Оптимально, конечно, разговаривать с экскурсией максимум в двадцать пять детей, но бывало и больше за одно посещение. Всего выставку посетило около пятисот человек.
Идея создать музей Детства пришла спонтанно. Я живу в своем районе более сорока лет, и вижу, как мой район изменился. Если в одну из эпох ушедшего двадцатого века это было одно, то сейчас это немного другое. К сожалению, ни для кого не являются секретом современные негативные тенденции в жизни молодежи. Многие из тех детей, которые на моих глазах пошли в школу, закончили ее, сейчас просто сидят во дворах, пьют пиво, ругаются. Меня, как гражданина, это задевает. Хотелось бы эту ситуацию изменить. Я подумал, что можно предложить этим людям? Как привести их в нормальное социальное состояние? Путем просвещения. Необходимо привлекать их внимание к нормальным вещам и ценностям. Особенно их детей.
Мой опыт показывает, что создание выставки, на которой бы демонстрировались хорошие и добрые игрушки вместе с небольшим количеством мрачных игрушек, навязываемых детям современной культурой, дает неплохой результат.
Во время выставки в Свято-Покровском монастыре я убедился в том, что, несмотря на то, что на наших детей обрушивается целый шквал негатива, благодаря таким акциям, как эта выставка, они все запоминают, потом это творчески осмысливают, и через день, через неделю, через год этот процесс все равно принесет свои плоды.
Я долго уговаривал своего товарища привести на выставку сына. «Да нет, - говорит товарищ, - ему четырнадцать лет, его уже совсем другие вещи интересуют». И что Вы думаете? На выставке они впервые за три года вместе поиграли в настольный хоккей. Папа никогда не думал, что они возьмут - и будут играть. Будут подобным образом общаться. Я рассказал его сыну про монеты, про раскопки, про историю, оказалось, что он монеты собирает. На память я подарил ему одну монету. По прошествии некоторого времени товарищ рассказал, что выставка сыну очень понравилась, он даже начал интересоваться, как бы принять участие в археологических раскопках. И это четырнадцатилетний парень, у которого уже практически устоявшаяся психика. А что говорить о детях, которым семь-девять лет? Глядя на детей, с которыми я работаю не один год, заметно, как постепенно прорастают семена светлого мировоззрения, которые дает выставка. Это можно отнести к конкретным результатам. Ребенок увидел выставку в январе, потом весь год был под воздействием рекламы, дешевых фильмов, компьютерных игр, но у него все равно остается желание познавать, исследовать, читать.
Особенно детям нравится слушать о приключениях, путешествиях. Чем, например, знаменитый пятнадцатилетний капитан отличается от современного героя? Тем, что наш современник работает только для себя. А тот герой других спасает, другим помогает. Один ребенок меня спросил: «Я собираю черепашек ниндзя. Это плохо»? Я попросил его самого ответить на этот вопрос. Он говорит: «Ну, кажется, они ничему не учат». Вот так.
Это зуб мамонта, найденный на территории г. Харькова. Видя этот зуб, дети понимают, что раньше здесь были мамонты, не где-то там, далеко, в Канаде, а здесь, у нас. Это их очень удивляет.Что еще интереснее, я даю им это подержать. Практически все предметы на выставке можно взять в руки, это очень важно. За витриной это одно, а в руках – совсем другое. Я, конечно, немного боюсь, что сломают, но поломка не стоит того, когда ты видишь, какое влияние эти вещи производят на детей. Поломают – починим.
На выставке также легко и удобно рассказывать детям о нравственности. Но одного посещения недостаточно. За двадцать минут невозможно объяснить детям, что нужно верить в Бога, поступать хорошо. Это все нужно рассказывать постепенно, чтоб это не было скучным поучением, морализаторством.
Приведу яркий пример. На выставку пришел один мальчик. Потом прошло какое-то время, и он сказал, что после посещения выставки его заинтересовал конструктор Лего, он попросил папу купить что-то подобное и стал собирать конструкторы. Теперь он ясно говорить, что «любит конструировать». Я считаю, что, может быть, в этом есть и заслуга выставки. Мальчик не стоит с семечками на улице и не играет в компьютерные игры, а с удовольствием конструирует. Точно так же можно рассказать о книгах, монетах, путешествиях, спорте.
Школьные учителя радуются, что еще кто-то кроме них рассказывает детям о духовных и культурных ценностях. Плюс в большинстве своем это женщины, а из мужских уст все-таки такие рассказы звучат более авторитетно.
Вчера в одной из школ я рассказал детям, что компьютерные игры крадут в год три месяца жизни. На простых примерах показал, что, употребляя всего лишь одну минуту в день, к концу года можно выучить свыше трех сотен английских слов. А ведь можно употребить один час на чтение, один час на спорт, один час на общение с нормальными людьми, один час на посещение выставки, музея, и т.д. Сколько всего за десять-пятнадцать лет ребенок может сделать, очень много. Но дети зачастую этого не знают, им никто этого не рассказывает.
В школе в третьем классе я увидел девочку, которая была в монастыре на выставке. Я ее вызвал, и уже она своим одноклассникам рассказывала то, что запомнила на выставке. Я говорю: «Видишь, ты потратила 2-3 часа, пришла на выставку, не посидела на диване, не поиграла в компьютерную игру, ума добавилось»? Она отвечает: «Да, добавилось».
Это самые простые примеры, прозрачные, возможностей гораздо больше. И мы не знаем, когда будут плоды, но со временем, я думаю, это однозначно произойдет.
Один мальчик приходит ко мне на выставку в пятый раз. Я у мамы спрашиваю:"Как это на него влияет"? Она ответила, что, сын, когда приходит, всегда просит подержать щит, меч и шишак. После первого посещения выставки, когда он в первый раз это все примерил, они начали изучать русские былины, сын понял, что хочет быть похожим на Алешу Поповича, а не на Человека-Паука. Здесь мы можем наблюдать процесс, когда ребенку успешно прививается родная культура. Он приходит на выставку, примеряет оружие и представляет себя не импортным героем, а персонажем родной истории. Этому мальчику всего лишь пять лет.
Был случай, когда один мальчик заявил, что его развивают компьютерные игры. Я спросил, каким же образом. Он говорит, что стал очень ловким. Я предложил ему с трех попыток хотя бы раз накинуть кольцо на нос игрушечному Буратино, и так доказать свою ловкость. Результатом стало то, что с него смеялся весь класс, потому что он не смог ни разу этого сделать. «А не смог, - говорю, - потому что у тебя под клавиатуру пальцы заточены».
Родителям и взрослым хотелось бы посоветовать лишний раз думать, что они детям говорят, чем они занимают внимание своих детей и что они вообще делают по отношению к детям. Был случай, когда на выставку зашли дети с родителями, и дети пошли играть в настольные игры. Одна мама подошла и, показывая на медвежью лапу, спросила, что это. Я рассказал, что на примере медвежьей лапы объясняю детям, что нельзя близко подходить к животным в зоопарке, они не такие добрые, как кажется, при этом показываю медвежьи когти. И вот эта мама берет лапу, подходит сзади к своему ребенку и начинает его пугать. Зачем так делать? Или, например, ребенок с папой выходит с выставки, ему что-то на улице не понравилось, он начинает капризничать, а отец говорит, что он сейчас позовет страшного, злого дядю милиционера, который ребенка накажет. Если ребенка будут пугать другими людьми, что же будет с ним дальше.
И таких случаев много. Я всегда призываю родителей к тому, чтобы они были внимательны к словам, которые говорят своим детям, не говоря уже о поступках. Когда ребенок сидит пять часов подряд у телевизора или перед компьютером, а родители думают, что это здорово, и они могут заняться собой в это время, это очень неправильно.
На сегодняшний день мы вполне можем создать стройную, четкую систему воспитания детей. Система заключается в создании такого стационарного музея, где можно просвещать детей, показывать им вектор их развития. При этом каждый год проводить выставки в школах. Летом -в лагерях отдыха. С детьми необходимо работать, сеять доброе, разумное, прекрасное, вечное. На мой взгляд, это вполне реально. Исходя из того, чем я занимаюсь два года, я могу сказать, что на эту деятельность не уходит много средств, а результат налицо.