twitter.rss

Значение православной духовности в процессе формирования гуманитарно-технической элиты
17 сентября 2010
14 – 17 сентября в г. Алуште Харьковским Национальным Исследовательским Техническим Университетом при участии Национальной академии педагогических наук Украины была проведена пятая Международная научная конференция «Педагогика высшей школы XXI столетия и формирование национальной гуманитарно-технической элиты» (V Крымские чтения).
Среди участников конференции были известные деятели науки и педагогики, академики Зазюн И. А., Бех И. Д. и др. Цель конференции заключалась в обеспечении и подготовке высококультурных, интеллигентных и компетентных кадров в области науки и образования.
С благословения Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Харьковского и Богодуховского в конференции принимал участие преподаватель Харьковской Духовной Семинарии и Харьковского политехнического университета доктор богословия Ужгородской Богословского академии им. свв. Кирилла и Мефодия протоиерей Сергий Скубченко. Отец Сергий озвучил доклад, подготовленный им для конференции, в котором сделан акцент на необходимости плодотворного сотрудничества богословия и науки.

Значение православной духовности в процессе формирования гуманитарно-технической элиты

Когда мы рассуждаем о таком понятии как «элита», то подразумеваем под ним некую категорию людей, чье положение в обществе дает им возможность принимать важные решения, влияющие на развитие тех отраслей, на которые направлена их деятельность(1).
На протяжении истории элита играла значительную роль в формировании ценностей, на основе которых происходили существенные сдвиги в развитии духовности, культуры, науки и творчества. Словом, элита была тем фундаментом, на котором формировались сознание и идеалы государства. Безусловно, понятие элиты не монолитно, в разных научных дисциплинах оно имеет свое определение, тем не менее, разные понятия имеют качественное единство, заключающееся в ответственности, возлагаемой на элиту, и это тот важный аспект, который объединяет различные подходы.
В идеале, положение элитарности заключается не в превосходстве над прочими, но в том, что бы быть для других образцом, на который можно было бы ориентироваться , а это уже область педагогики. Если есть необходимость в примере, значит, есть место и для наставника, способного передать свое миросозерцание другим. В данном случае, мы имеем дело не с одними лишь внешними данными, но с внутренним побуждением, которое формирует личность с соответствующим типом мышления, называемым интеллигентность . «Образование – это культура души, пишет проф. А. И. Романовский, – то есть обработка, бережное отношение, уважение. В результате культивирования души имеем самодостаточную, индивидуальную форму, которая направляет все проявления жизни и поведение людей, форму, в пределах которой проходит свободная духовная деятельность» .
Следует заметить, что генератором подлинной интеллигентности является среда, с многолетними устоявшимися культурными традициями, где решающую роль играет духовность. Именно духовность стимулирует уравновешенность и порядок, поскольку она есть целостность и гармоничность человека с миром, а значит и глубокое осознание своего предназначения и ответственности . Таким образом, для нормального развития гуманитарно-технических элит в духовности имеется значительная нужда. Но о какой духовности ведется речь? Отражает ли сегодняшнее прочно закрепившееся понятие духовности все те приоритеты, которые требуются для создания благоприятных условий, в которых бы эти элиты могли нормально формироваться? К сожалению не совсем. Современное понятие духовности уводит нас прежде всего в сферу культурологи и социологии.
Так в социологии духовность понимается как исторически развивающаяся система созданных человеком ценностей. В культурологи - всего лишь как часть сложного общественного феномена, обозначаемого как культура , а иногда и прямо, что «духовная культура, так же как и материальная, – это то, что создано человеком . Но может ли одной лишь такой культурой ограничиться общество? Под влиянием стереотипа, унаследованного от советской эпохи, духовные качества, касающиеся внутреннего или психического устройства личности, мы привыкли измерять материальными атрибутами. Немало этому сегодня способствует господствующая в психологии практика психоанализа, где человеческие мотивы и побуждения исследуются в границах животного происхождения человека.
Не отрицая важности научных взглядов в обозначенных дисциплинах, хотелось бы отметить недостаточность этих позиций, т.к. кроме физиологии в человеке есть нечто большее – нравственный закон. «Истинный источник закона нравственного так же, как и прочих законов нашей природы вне нас, он в той высочайшей природе, которой мы обязаны своим существованием, – в Боге. О независимом от человека происхождении нравственного закона говорит как психологический опыт, указывающий на существование в нас этого закона прежде и независимо от каких-либо определений нашего разума и воли, вызывавших его появление, так и идеальный характер этого закона, необъяснимый из данного состояния человеческой природы» . Нравственность есть главный регулятор духовности. Без этой компоненты духовность становится выхолощенной, рафинированной, отправленной в область права и этикета.
Конечно, человек нуждается в соблюдении последовательности и единства своих мыслей и действий внешне, но при определении предметов своей деятельности и выборе средств, он не может довольствоваться лишь условными соображениями, не может соразмерить по масштабу качества и достоинства вещи, которые сами по себе имеют ценность только в соотношении с другими; он должен искать конечную цель, единый и абсолютный масштаб, и таковой должен находиться в тесном и непосредственном родстве с его внутренней природой. Без внутреннего чувства нравственности деятельность человека обессмысливается, утрачивает ценность, или же просто окунается в эгоистическую сферу потребления и корысти.
Бесспорно, совершенно неправильно было бы отрицать необходимость внешних проявлений духовности в сфере деятельности человека – культуре, важно понять, что сама деятельность есть результат внутренних побуждений, или их актуализация. Иными словами, как будет сформирована элита, что вложит современная высшая школа в ее сознание, то и будет спроецировано на социальной среде.
Православная духовность не абстракция, не есть так же проявление душевных качеств, таких как разум, чувства, гнев и т. д. Очень часто под духовностью мы склонны понимать развитые умственный способности: ученого, художника, поэта, актера, однако духовный тот, кто внутри своего сердца пребывает в союзе с Богом .
В данном случае понимаем, что с таким понятием некоторые могут не согласиться, сославшись на то, что в этой перспективе духовность приобретает сугубо религиозную окраску, однако важен сам принцип. В недавнем прошлом общество столкнулось с целой системой иногда искусственно создаваемых ценностей, на которые должны были ориентироваться граждане СССР. Казалось бы, была и мораль, и нравственность, за годы существования сложились и традиции, однако в отличие от прочих цивилизаций на фундаменте атеизма Союз не продержался и больше семидесяти лет. Можно конечно ссылаться на политические мотивы, социальные аспекты и экономические ошибки политбюро, тем не менее, факт остается фактом, когда общество разочаровывается в идеологии, система обречена на крах.
Как еще можно обозначить неудовлетворенность собственным производством товаров и жажду к заграничным, как не немым протестом против существующего режима.
На счет того, кто виноват, пусть этим занимаются политологи и социологи, для нас важно другое – с развалом союза общество очутилось в духовной лихорадке. Все вдруг как по команде ринулись в поиски «опиума для народа», но что хуже, вместо здорового учения, как наркотик стали потреблять всякого рода эзотерику и оккультные псевдознания. Отказавшись от системности, общество очутилось в хаотическом мире, в котором очень трудно было отыскать ориентиры.
Необходимо оставить ложную стыдливость перед здоровым учением православия, которое предлагает Церковь, и начать называть вещи своими именами. Без православной нравственности нельзя сформировать здоровое поколение молодежи, из которой составляется интеллигентствующая, т. е. знающая, честная, порядочная и ответственная элита, способная занять любые позиции в государстве не ради только собственной выгоды, но для благосостояния страны, как это и существует в процветающих странах.
Без идеалов невозможно воспитание, ведь не секрет, что весь тот поток грязи, который в изобилии изливается на нас с «легкой руки» средств массовой информации, в той же Америке строго контролируем, потому что их элита понимает – нравственность залог жизнеспособности и дееспособности государства.
Несомненно, и раньше в плоскости культуры были субкультуры, а в тех же школах отличное поведение было не у всех, однако в тех масштабах, в каких сегодняшнему поколению СМИ предлагают жить «на яркой стороне жизни», не прилагая к тому никаких усилий, никогда не было. Некогда кинематографическое – «кто не работает, тот ест» стало реальностью. Но в этом-то и вся проблема, недаром образ тунеядца всегда ассоциировался с безнравственностью, ведь желание оправдать себя влечет за собой весь набор «хамства». По мнению И. С. Аксакова, «общество – это та среда, в которой совершается сознательная, умственная деятельность народа, которая создается всеми духовными силами народными, разрабатывающими народное самосознание» . Сегодняшние ставки, должны быть на стороне тех, кто не утратил чувства патриотизма и желания хоть как-то повлиять на ситуацию.
«Для истинного патриотизма, пишет И.А. Ильин характерна не простая приверженность к внешней обстановке и к формальным признакам быта, но любовь к духу, укрывающемуся в них и являющемуся через них, к духу, который наложил на них свою печать. Важно не «внешнее», само по себе, а «внутреннее», не видимость, а сокровенная и явленная сущность» . Сегодня одними собственными силами государство не способно как-то изменить ситуацию в области нравственности и морали к лучшему, да и сама Церковь нуждается в поддержке со стороны мыслящих и заботящихся о будущем страны, ученых. Лишь совместно на основе личного примера мы способны показать, что существуют другие категории мышления, другой взгляд на происходящее, и постепенно выработать новые тенденции в обществе.


Протоиерей Сергей Иванович Скубченко
Действительный член Европейской академии естественных наук
Доктор богословия
Преподаватель Харьковской Духовной Семинарии



img 2040
img 2041
img 2042


img 2043
img 2044



Литература.

1.Политология: Учеб. Пособие для вузов / Сост. и ред. Н. Сазонова. – Харьков: Фолио, 2001. – 831 с. С. 386-387.
2.Очень часто в нашем обществе лидеры-руководители стремятся править и властвовать и управлять, пишет Ищенко О.В. – Власть, точнее неправильное пользование ею или даже злоупотребление, является причиной очень многих социальных катастроф. Единственный приемлемый способ их предотвращения – это создание духовной системы, которая предполагает в первую очередь воспитание и духовное развитие. Проблеми та перспективи формування національної гуманітарно-технічної еліти: Збірник наукових праць / за редакцією Л.Л. Товажнянського та Романовського. – Вип. 1 (5). – Харків: НТУ «ХПІ», 2003. С. 126.
3.Зазюн І.А. Духовна еліта у суспільстві: інтелігентність і громадянськість // Проблеми та перспективи формування національної гуманітарно-технічної еліти: Збірник наукових праць / за редакцією Л.Л. Товажнянського та Романовського. – Вип. 1 (5). – Харків: НТУ «ХПІ», 2003. – 636 с. С. 34 – 35.
4.Романовский А.Г. Духовная составляющая как основной фактор формирования национальной гуманитарно-технической элиты. // Теорія і практика управління соціальними системами // Щоквартальний науково-практичний журнал. – Харків: НТУ «ХПІ», 2009. – № 2. – с. 134. С. 17.
5.Ищенко О.В. Духовное развитие личности руководителя как фактор эффективного социального прогресса общества // Проблеми та перспективи формування національної гуманітарно-технічної еліти: Збірник наукових праць / за редакцією Л.Л. Товажнянського та Романовського. – Вип. 1 (5). – Харків: НТУ «ХПІ», 2003. – 636 с. С. 126.
6.Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изд. третье – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 608 с. С. 45.
7.Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М, 2003. - 432 с. С. 102 – 103.
8.Осипов А.И. Основное богословие. Москва 1994. – 138 с. С. 53 – 54.
9.Иерофей Влахос митрополит. Православная духовность. Перевод с новогреческого. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1998 С. 8 – 9.
10.Православная Византийская империя просуществовала 1123 года.
11.Смирнов В.Н. Славянофилы и евразийцы (вторая половина XIX – начало ХХ вв.). Учебное пособие. – Х: Парус, 2007. – 360 с. С. 149.
12.Ильин А. И. Путь духовного обновления. Москва, «Альта-Принт», 2006. С. 247 – 248.
 
Tehnichni pytannya
Vhid
Логін:
Пароль:
Вхід
© 2009-2024