Дисциплина покаяния неразрывно связана с жизнью православного христианина. Но зачастую приходится наблюдать трудно объяснимую картину, когда человек, называющий себя христианином, на вопрос: «Когда вы в последний раз исповедовались у священника?», отвечает: «Я никогда не исповедовался (или не исповедовалась)».
Вышеописанная ситуация ставит вопрос о том, насколько соответствуют действительности наши представления о покаянии как важнейшей стороне христианской жизни.
Проповедником покаяния на заре христианской эры стал великий пророк и Предтеча Христов Иоанн Креститель. За свою праведную аскетическую жизнь, проходившую на глазах современников, Иоанн Предтеча почитался еврейским народом. Согласно Евангельскому повествованию, Иоанн Предтеча стал «гласом вопиющего в пустыне», призывавшим народ очиститься от грехов, для встречи со Спасителем, грядущим Мессией. Содержанием его проповеди было воззвание: «…покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Но в то же время Иоанн Креститель, обращаясь к представителям иудейской знати – фарисеям и саддукеям, явился обличителем лицемерного покаяния. Стремясь к сохранению духовного авторитета в народе, фарисеи и саддукеи не желали исправления своей жизни, а через признание Иоанна пророком хотели привлечь на свою сторону симпатии народа. В наше время это бы назвали «пиар-акцией», то есть целенаправленным воздействием на общественное мнение. Иоанн Креститель указал на единственный критерий истинного покаяния в словах: «Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 8).
Настоящее покаяние угодно Богу и должно приводить человека к освобождению от тяжких оков греховных дел и пристрастий. При этом Святое Евангелие повествует, что Иоанн Предтеча учил истинно раскаявшихся поступать по правде независимо от социального положения, сборщики податей, воины или простой народ – все могут быть угодны Богу и доказать это плодами своих добрых дел (Лк. 3, 10-14).
Углубляясь в экзегетику священного текста, нужно отметить, то, что мы понимаем как покаяние, по-гречески - μετάνοια (метанойя), буквально означает «после ума», «переосмысление». Данная характеристика говорит нам о необходимости в высшей степени сознательного отношения к делу покаяния.
Истинное покаяние должно охватывать весь круг жизни и направлять на путь спасения человеческую душу. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит о том, что «в покаянии совмещаются все заповеди Божии». Таким образом, именно покаяние служит дверью к добродетельной жизни, к развитию личности на основе христианского учения.
Как же ощутить необходимость покаяния, особенно когда человек достиг зрелого возраста, принял крещение в детстве, но ни разу сознательно не приступал к святому таинству исповеди.
Прежде всего, необходимо научиться давать нравственную оценку своим делам и поступкам.
Еще древнегреческий философ Аристотель, рассуждая об этической стороне жизни людей, пришел к заключению, что «все наши поступки в той или иной степени связаны со стремлением к благу. Всякое искусство и всякое учение, а равным образом поступок (praxis) и сознательный выбор, как принято считать, стремятся к определенному благу. Поэтому удачно определяли благо как то, к чему всё стремится». (Аристотель. Никомахова этика).
Если считать благом все стремления человеческие, то возникает закономерный вопрос: откуда столько зла и несовершенства в окружающем нас мире? Согласно Священной истории общемировые беды и нестроения проистекают от грехопадения людей. Синонимами славянского слова «грех» являются слова: «ошибка», «погрешность» (Словарь русских синонимов). Таким образом, можно заключить, что беды и несчастья являются результатами ошибочных, греховных и ложных стремлений к благу.
Жизнь каждого человека – это своеобразная история, которая пишется поступками и делами. При помощи разума мы способны сами дать оценку своим поступкам, добры они или злы. Насколько наше нравственное чувство или совесть будет способно осудить зло, ставшее результатом наших дел, настолько близка будет возможность покаяния и спасения. Пособием для самоанализа должны служить Заповеди Божии, познакомиться с которыми можно в православной духовной литературе.
Существует установленная Церковью традиция, по которой к исповеди может приступать ребенок, достигший семилетнего возраста. Характерной особенностью этого периода жизни является формирование основ личности. Семилетний ребенок уже способен разделять предметы на группы по общим признакам, начинает осваивать социальное пространство, как правило, полностью овладевает фонетикой языка. К семи годам ребенок становится способным к внутренней самооценке.
Важным условием для очищения нравственного чувства есть необходимость анализировать свою жизнь на предмет греховных дел с семилетнего возраста, для того чтобы на исповеди в Церкви принести «достойный плод покаяния». И после разрешительной молитвы священника освободиться от бремени лукавства и греховных устремлений, духовно посвятив себя Богу.
Христианин, живущий духовной жизнью, призван к совершенству. Какое-либо движение в этом направлении невозможно без покаяния. В пророческих песнях праведник художественно уподобляется древу, посаженному «при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он не делает, успеет» (Пс. 1, 3).