Памяти Высокопреосвященнейшего митрополита Никодима
20 сентября 2011
Господь призвал к Себе верного служителя Святой Церкви – митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима. Жизненный путь и служение Высокопреосвященнейшего владыки Никодима освещены огнем веры, отмечены подвигом христианского делания. Сораспявшись Господу, владыка Никодим до последнего своего вздоха не сходил с креста. Покинув мир дольний, он как истинный пастырь и отец показал своим духовным чадам пример следования за Христом, чтобы подобно апостолу Павлу сказать: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 19-20).
По благословению архиепископа Изюмского Онуфрий ниже приводится материал, в котором сделана скромная, в соразмерности с поставленной задачей, попытка отобразить жизнь и подвиг выдающегося архипастыря Церкви.


15 сентября 2011 года отошёл ко Господу высокопреосвященнейший владыка Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский, старейший иерарх Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви, один из старейших иерархов Вселенского Православия.
Митрополит Никодим родился в апреле 1921 года, в селе Давидовцы, Кицманского района, Черновицкой области, в те годы входившей в состав Румынского королевства, в простой крестьянской семье. Через всю жизнь владыка Никодим нёс горячую любовь к живописной буковинской земле, ставшей его Родиной. По тогдашнему народному обычаю, после первой купели родители клали рядом с младенцем разные предметы крестьянского обихода. Считалось, что с тем, к чему младенец притронется рукой, будет связана его жизнь. Маленький Николай (имя, данное будущему архипастырю в Таинстве крещения) прикоснулся к Библии. С детских лет безграничную любовь к Богу и Святой Православной Церкви привила владыке его мама – Параскева Руснак (+1961), впоследствии принявшая монашеский постриг с именем Мария Магдалина.
Детство владыки не было безоблачным, но тяжёлый труд не омрачал состояния души. Жизнелюбие, доброта буковинского юноши были отражением его открытого сердца, всю жизнь отдававшего любовь Святой Матери-Церкви, родной земле и каждому человеку.
Зёрна духовности, засеянные в сердце Николая, давали всходы, и в августе 1938 года из этого сердца прозвучали слова: «Я иду в монастырь!» С материнским благословением, в воскресный день, на рассвете, он отправился в дорогу, которая вела в монастырь и в простирающуюся за ним, неведомую никому, кроме Бога, даль.
В 1938 году 17-летний Николай Руснак стал послушником Свято-Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря на Буковине, в январе 1945 года принял постриг с именем Никодим. В ночь перед принесением монашеских обетов, в храме обители он припал к образу святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и воскликнул: «Святой апостоле Иоанне, у меня нет духовника, будь ты моим духовником!» Навсегда из Иоанно-Богословской обители владыка Никодим вынес молитвенное благоговение перед святым апостолом-тайнозрителем и крепкую духовную дружбу со своими собратьями–архиереями: приснопамятными митрополитом Черниговским Антонием (Вакариком; +2003) и архиепископом Омским Мефодием (Мензаком; +1974). Трудами отца Никодима, ставшего в 1950 году настоятелем святой обители, построен жилой корпус для братии.
К этому периоду относятся и первые пробы молодого священнослужителя в литературном творчестве.
По благословению Священноначалия Черновицко-Буковинской епархии в 1955 году иеромонах Никодим направляется в город Загорск (ныне – Сергиев Посад) Московской области для поступления в Московскую Духовную семинарию. В 34 года он становится воспитанником Духовных школ в самом сердце Русской Православной Церкви – Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Тяга к знанию, жажда новых открытий в познании глубин богословского ведения всегда были присущи владыке: «Меня до сих пор спрашивают – признавался архипастырь, – какие я высшие школы окончил, что умею разбираться и в мире дипломатии, и в других науках, а я сознательно отвечаю, что учился не только в Духовных семинариях, академиях, а учился и учусь до сего дня из книги жизни, которая вечно продолжается, и её знанию нет предела». Во время учёбы будущего митрополита в Московских Духовных школах там трудилась славная когорта блестящих преподавателей и воспитателей, чьи знания и взгляды сформировались в многолетних традициях дореволюционного отечественного богословия. «Благодарная память о многих наставниках навсегда сохранится в душе моей» – вспоминал владыка, и это были не просто слова. До конца своих дней, возглавляя, как Ректор Харьковской Духовной семинарии, заседания совета преподавателей, архипастырь, вспоминая годы учёбы, поимённо называл своих педагогов, памятуя завет святого апостола Павла: «Поминайте наставников ваших…» (Евр. 13,7). Пребывая на учёбе в семинарии, отец Никодим некоторое время исполнял обязанности благочинного Свято-Покровского академического храма. Светлая память о годах учёбы в «академии у Троицы», как и у каждого выпускника этого духовного вертограда, каждого православного жителя Святой Руси, связана с благословением игумена Земли Русской, Преподобного Сергия Радонежского. В 1956 году, по благословлению митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича; + 1961) иеромонаха Никодима определяют для служения в Свято-Преображенский (Скорбященский) храм на Большой Ордынке в городе Москве.
«Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит. 16,9) – сказано в Ветхом Завете. Безупречная жизнь и многочисленные дарования воспитанника Московской Духовной семинарии были замечены, и в апреле 1958 года отец Никодим (Руснак) Священноначалием Русской Православной Церкви направляется во Святой Град Иерусалим. В ноябре того же года по просьбе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; +1970) иеромонах Никодим возведён в сан архимандрита Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Венедиктом (Пападопулос; +1980) и назначен исполняющим обязанности Начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Отец Никодим станет первым архимандритом Русской Православной Церкви, награждённым медалью Иерусалимских патриархов, и на протяжении своего архипастырского служения будет награждён тремя высшими орденами Иерусалимской Православной Церкви.
На Святой Земле, по Промыслу Божьему, состоялось знакомство иеромонаха Никодима (Руснак) с Начальником Русской Духовной Миссии игуменом Никодимом (Ротовым; +1978) (впоследствии – митрополит Ленинградский и Новгородский).
В 1960 году отцом Никодимом закладывается основа храма в саду святой равноапостольной Марии Магдалины и здесь же, на берегу Тивериадских вод, Господь наполнил благодатью его поэтический ум, даруя вдохновение к написанию служб и акафистов во славу святых угодников Божиих. В алтаре Свято-Благовещенского кафедрального собора города Харькова хранится крест с частицей камня от Святой Горы Голгофа, привезённый владыкой в память о несении священнической чреды на Святой Земле. Неопустительно, перед началом и по окончании каждого богослужения, совершаемого под величественными сводами собора, митрополит Никодим благоговейно припадал к этой святыне.
10 августа 1961 года, в день празднования Смоленской и Костромской икон Божией Матери, в Сергиевском Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Никодим (Руснак) хиротонисан во епископа Костромского и Галичского «на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4,12). На скрижалях сердца до конца своих дней владыка Никодим хранил слова, сказанные ему участником хиротонии архиепископом Никодимом (Ротовым): «Дорогой собрат, отец Никодим! Поздравляю тебя с твоей Пятидесятницей! Я не буду говорить тебе много слов, скажу лишь одно. Епископ Церкви – это история Церкви и народа, которую ты отныне, сознавая или не сознавая, будешь писать своей архиерейской деятельностью. Я желаю тебе, чтобы ты писал эту историю во славу нашей Святой Православной Церкви и во благо нашего боголюбивого народа, дабы не было посрамлено в народе нашем имя Господне». И эти богомудрые слова Харьковский митрополит Никодим нередко произносил епископам, в архиерейской хиротонии которых он принимал участие. Старейший иерарх передавал священную благодать апостольского преемства новым архипастырям Церкви Христовой, которую все исповедники, начиная от апостолов, утверждали твёрдостью духа, верой и любовью к своему народу.
Особое место в жизни владыки Никодима принадлежит одной встрече, дарованной Божественным Промышлением. В начале сентября 1961 года епископ Костромской и Галичский Никодим участвовал в архиерейской хиротонии епископа Таллинского и Эстонского Алексия (Ридигера; +2008). «Мог ли я подумать в те далёкие дни 1961 года, – признавался владыка, – что по Промыслу Божию участвую в хиротонии будущего Святейшего Патриарха Алексия II, Первосвятителя, мудрого Кормчего корабля Русской Православной Церкви».
Именно в 1961 году в Советском Союзе наблюдается резкое усиление антицерковной кампании: закрыто почти 1500 православных храмов. Милостью Божией владыке удавалось препобеждать эти испытания – на Костромской земле за три года служения епископа Никодима не был закрыт ни один православный храм, и, вопреки требованиям властей, намеревавшихся передать в музей чудотворную икону Феодоровской Божией Матери, удалось отстоять великую святыню Русской Церкви. «В те годы, – вспоминал митрополит Никодим, – в нашем архиерейском кругу в братской беседе мы делились не тем, сколько новых храмов ты построил, а сколько смог спасти от закрытия».
С апреля 1964 года по июль 1970 года епископ, затем архиепископ Никодим являлся правящим архиереем Аргентинской и Южноамериканской епархии Русской Церкви. «Первые месяцы моей жизни на далекой аргентинской земле, – вспоминал владыка, – были очень трудными. Сердце горько щемила тоска от разлуки с Родиной. Приходилось впитывать в себя испанскую речь, вживаться в незнакомый мне доселе быт, изучать нравы и обычаи латиноамериканцев. И, самое главное, – надо было достойно нести своё архипастырское служение, возрождать святоотеческие православные традиции и духовно окормлять как своих соотечественников, которых многие годы назад горькая доля унесла за тысячи миль от родной земли, так и их детей, внуков и правнуков, которые её никогда не видели».
В 1968 году архиепископу Никодиму Экзарх Константинопольского Патриарха в Северной и Южной Америке архиепископ Нью-Йоркский Иаков поручил временное управление приходами Константинопольской Православной Церкви в Аргентине. В апреле-июле 1970 года владыка Никодим управлял новосозданным Патриаршим Экзархатом Центральной и Южной Америки (включая Мексику), с февраля 1971 года по октябрь 1977 года был исполняющим обязанности Патриаршего Экзарха. Он возвёл в Буэнос-Айресе Благовещенский кафедральный собор. Построил ряд храмов в северной аргентинской провинции Мисьонес. Объездил с архипастырскими визитами всю южную половину Нового Света, участвовал в создании приходов в Чили, Мексике, на Кубе. Отредактировал перевод на испанский язык «Служебника» и издал его. Этот литургический труд владыка посвятил светлой памяти главного тайносовершителя своей архиерейской хиротонии – Святейшего Патриарха Алексия I. И сегодня православная южно-американская паства хранит благодарную память о владыке Никодиме, чьё апостольское самоотверженное служение в Аргентинской и Южноамериканской епархии в 1964–1977 годах ныне признано одной из вершин православной миссии в латиноамериканских странах.
В конце августа 2011 года, в последний раз вспоминая Латинскую Америку, владыка сказал: «Прошли десятки лет, я смотрю на Аргентинскую и Южноамериканскую епархию, уже в статусе митрополичьей кафедры, как на достойную, окрепшую среди братских Церквей Вселенского Православия. И радуюсь, что в этом созвездии есть и моя маленькая звездочка, мои скромные труды в далёкой, но близкой моему сердцу, прекрасной и живописной Южной Америке».
С декабря 1970 года жизнь владыки связана с харьковской землёй. К тому времени в полуизмождённой, полуразрушенной епархии действовало всего около 60-ти приходов, но с приходом архиепископа Никодима церковная жизнь Харьковщины активизировалась. Авторитет харьковского архиерея в церковных и общественных кругах способствовал посещению Харькова архиепископом Токийским, митрополитом всей Японии Феодосием (Нагасит; +1999), митрополитом Карфагенским Парфением (Койнидис; +1996) (будущим Патриархом Александрийским), Патриархом Антиохии и всего Востока Игнатием IV. В 1978 году, в сложное богоборческое время, архиепископу Никодиму пришлось приложить много сил, чтобы, по Промыслу Божьему, при поддержке владыки-митрополита Никодима (Ротова), добиться канонизации архиепископа Харьковского и Ахтырского Мелетия (Леонтовича). Представляя нашу Святую Матерь-Церковь, владыка Никодим посетил с архипастырской миссией многие страны. Его приезд в 1978 году на Святую Гору Афон – один из первых шагов возрождения традиций паломничества верующих Святой Руси в земной удел Богоматери.
С 1983 по 1989 годы служение высокопреосвященнейшего Никодима продолжилось на древней земле православной Галичины. В 1985 году архиепископ Львовский и Тернопольский Никодим, правящий архиерей самой многочисленной по количеству приходов епархии Русской Церкви, возведён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом (Извековым; +1990) в сан митрополита. Посещение Львовской епархии Вселенским Патриархом Димитрием (Пападопулос; +1991) и Патриархом Сербским Германом (Джоричем; +1991), реставрация всех приходов (около 3000 храмов) стали достойным приношением к великому юбилею, который праздновался в 1988 году – 1000-летию Крещения Руси. Призывая паству хранить духовное единство и верность Святому Православию, митрополит Никодим подтверждал непреложность слов Господа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16,18).
13 сентября 1989 года митрополит Никодим вновь назначен правящим архиереем Харьковской епархии. Выдающийся администратор, организатор и созидатель, воссоздавший из руин и давший новую жизнь бессмертным православным святыням Слобожанщины, прежде всего уникальному архитектурному комплексу Свято-Покровского монастыря. Его неустанными трудами и заботами восстанавливаются и возводятся новые храмы, Харьковская Духовная семинария, возрождается издательская деятельность епархии. Сегодня количество приходов епархии в более чем 5 раз превышает количество храмов в 1970 году, когда владыка Никодим был назначен на Харьковскую кафедру.
В сложной ситуации в церковной жизни Украины, грозившей отступничеством от полноты Вселенского Православия, по благословению Священного Синода и Святейшего Патриарха 21 мая 1992 года митрополит Никодим как старейший по хиротонии архипастырь временно стал исполнять обязанности Предстоятеля Украинской Православной Церкви. 27 мая 1992 года он созвал и возглавил Собор украинских епископов, который по месту своего проведения вошел в историю под названием: Харьковский Архиерейский Собор. Богу содействующу, Предстоятелем Украинской Православной Церкви на Соборе единогласно был избран митрополит Владимир (Сабодан), ставший 121-м Митрополитом Киевским в тысячелетней истории Православия на Святой Руси. Деяния Харьковского Архиерейского Собора сохранили каноничность Украинской Православной Церкви и на рубеже двух исторических эпох – XX и XXI столетий – предначертали хождение украинского православного народа перед Богом по пути, указанному святым апостолом Андреем Первозванным, святым равноапостольным князем Владимиром Великим и тысячелетним подвигом незыблемости канонического Святого Православия.
В 2002 году в своих воспоминаниях владыка Никодим заметил: «Если бы Церковь следовала мирским ценностям и принципам, она бы давно перестала быть Церковью. Исполняя свой архипастырский долг, я решил созвать Собор в Харькове, разослал всем епископам приглашения и надеялся только на волю Божью. Если бы сегодня случилась подобная ситуация, я поступил бы именно так… Судьбоносные решения Харьковского Собора 1992 года – это тот гранит, на котором стояла и будет стоять наша Святая Православная Церковь».
Современный этап жизни и деятельности митрополита Никодима оказался чрезвычайно плодотворным и наполненным важными свершениями. Несмотря на тяжёлый недуг, именно в этот период во всю мощь расцвёл литературный дар харьковского владыки. «Послания. Слова. Речи» в восьми томах, две повести на русском и украинском языках, восемь томов стихотворений – лишь часть полного собрания сочинений архипастыря, председателя Комиссии по богослужебным текстам при Священном Синоде Русской Православной Церкви, Комиссии по канонизации новопрославленных святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви (1994 – 2006 годы), автора около восьми тысяч проповедей, почётного члена Союза писателей Украины и почётного члена Союза писателей России, члена Национального Союза журналистов Украины.
Деятельность митрополита Никодима нашла признание и у Церкви, и у светских властей. Он был отмечен высшими наградами Украинской, Русской, Иерусалимской, Антиохийской, Кипрской, Польской и Румынской Православных Церквей. Почётный гражданин города Харькова и Харьковской области, он был удостоен почётных званий ряда научных и учебных заведений, в том числе – доктор богословия honoris causa Киевской Духовной академии и Варшавской Христианской Богословской академии, почётный доктор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина. В 2001 году митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим был признан лауреатом регионального рейтинга «Харьковчанин столетия».
9 сентября 2011 года в своей последней статье, посвящённой воспоминаниям о духовной дружбе с выдающимися священно- и церковнослужителями, владыка Никодим сказал: «Мы пронесли нашу дружбу через все дороги жизни, сохранили единство наших братских народов и единство нашей Святой Церкви по завету апостола «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 5). И пусть это святое единство будет крепнуть и впредь, пока жива наша планета, чтобы народы наши жили в единомыслии и твёрдой вере, стараясь «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4,3).


протодиакон Максим Талалай,
заведующий Церковно-историческим музеем Харьковской епархии